ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
«Поймай звук» (хлопни в ладоши), если услышишь:
*заданный среди других звуков (например, звук З: а, о, с, з, ш, з и т.д.)
*слог с заданным звуком (за, ро, жи, зо, су, зу и т. д.)
*слово с заданным звуком
«Хлопни в ладоши», когда услышишь два одинаковых слова, например:
тень – день, день – день, палка – палка, балка – палка.
- : почка-бочка, ложки-рожки, лак-рак, корона-колонна, борт-порт, быль-пыль, белена-пелена, бирка-пилка, бить-пить, ваза-фаза, вата-фата, вены-фены, веник-финик, винт-финт, гадко-кадка, газета-кассета, голос-колос, гора-кора, губки-кубки, галька-калька, годы-коды, гол-кол, горка-корка, куст-густ, гости-кости, деньги-деньки, тачка-дачка, тушь-душ, толк-долг, том-дом, тоска-доска, точка-дочка, катушка-кадушка,
затор-задор, плоты-плоды, делец-телец, день-тень, прудик-прутик.
*два одинаковых звука, например: и-ы, и-и, ц-ц, ч-ц, ж-ж, ж-з и т. д.
«Повтори звуки (слоги, слова)»
*ау уа иа аи ауи иау уаи кпт птк ктп
*па-па-ба да-та-да та-та-да зэ-сэ-зэ
*панама-бант-полка-батон дым-дом-кот-дуб (порядок слов несколько раз меняется)
«Назови первый звук в слове»
«Назови последний звук в слове»
«Подбери как можно больше слов, которые начинаются с заданного звука». ( За правильный ответ выдается фишка, затем слова можно сосчитать).
«Назови слово по звукам». Например: рыба (р, ы, б, а).
«Собери рассыпанные звуки». Например: ж, у, к (жук); л, у, н, а (луна); р, а, д, у, г, а (радуга)
- назвать слово, следующий игрок подбирает слово на последний звук, например: кошка – абрикос – сон – носорог - гусь и т.д.
«Назови слова со звуком Ш» (использовать и другие звуки). За каждое слово выдается фишка (счетная палочка, карандаш и т.д.). В конце игры фишки считаем.
Подскажи звук»: взрослый предлагает детям договаривать последний звук (На солнышке грелся маленький котено…К).
Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит 3 – 4 слова (например, кошка, камыш, шуба) и спрашивает, какой звук есть «Повтори за мной». Взрослый отстукивает какой – либо ритм, а ребенок повторяет.
«Найди ошибку». Взрослый произносит предложение, а ребёнок определяет, в каком слове ошибка. Например: На ёлке растут игорки (р-л). У Светланы и у Лизы есть и санки, есть и лызы (з-ж).
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
«Назови ласково». Взрослый называет слова, а ребенок изменяет их, например: дом – домик, кошка – кошечка, стул – стульчик и т.д.
«Волшебные очки»: «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красная дверь, красный дом, красное пальто и пр.
«Назови одним словом». Например, яблоки, груши, сливы – это что? (фрукты). Таким же образом называете слова из разных групп: овощи, обувь, деревья, транспорт, игрушки, школьные принадлежности, цветы, домашние и дикие животные, птицы, посуда, мебель, одежда и т.д.
«Четвертый лишний». По аналогии с предыдущим заданием: взрослый называет слова, среди них 1 лишнее, и нужно объяснить почему. Например: кошка, лошадь, воробей, собака.
«Скажи наоборот» (слова – антонимы). Например: злой-добрый, грустный - …, длинный - …, широкий - …, больной - …, большой - …, холодный -…, сухой -… и пр.
«Скажи, какой?»
- если сок из яблок, то какой он? (яблочный); из груш? из персиков?
- если рама из дерева, то какая она? (деревянная); ручка из железа; пластмассы?
- Например: я плавал на лодке, ты плавал на лодке, он …, она …, и т.д.
. «От 1 до 10»: «считать» любые слова и словосочетания, по одному разгибая пальцы рук, например: одно окно, два окна, три окна и т.д. или: один желтый утёнок, два жёлтых утёнка и т.д.
В день осваивайте 1новую игру или упражнение.
Учитель – логопед Сысоева Е.Ф.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
1. 1. «Хлопни в ладоши» (поднять руку, позвонить в колокольчик или подать любой другой сигнал), если услышишь:
*заданный звук в ряду других звуков
*слог с заданным звуком в ряду других слогов
*слово с заданным звуком в ряду других слов
*два одинаковых слова, например:
тень – день
день - день
палка – палка
балка – палка.
Слова: почка-бочка, ложки-рожки, лак-рак, корона-колонна, борт-порт,
быль-пыль, белена-пелена, бирка-пилка, бить-пить, ваза-фаза, вата-фата, вены-фены,
веник-финик, винт-финт, гадко-кадка, газета-кассета, голос-колос, гора-кора, губки-кубки,
галька-калька, годы-коды, гол-кол, горка-корка, куст-густ, гости-кости, деньги-деньги,
тачка-дачка, тушь-душ, толк-долг, том-дом, тоска-доска, точка-дочка, катушка-кадушка,
затор-задор, плоты-плоды, делец-телец, день-тень, прудик-прутик.
*два одинаковых слога, например:
Па-ба, па-па, ба-па, ба-ба, ти-ты, ты-ты, су-шу, су-су, шу-шу, шу-су и т. д.
*два одинаковых звука, например:
И-ы, и-и, ц-ц, ч-ц, ж-ж, ж-з и т. д.
2. 2.«Повтори звуки (слоги, слова)»
*ау уа иа аи
ауи иау уаи
кпт птк ктп
*па-по-пу та-та-да па-ка-та
по-пу-па да-та-да ка-па-та
пу-па-по та-да-та та-ка-па
*панама-бант-полка-батон
дым-дом-кот-дуб (порядок слов несколько раз меняется)
3. 3. «Назови первый звук в слове»
4. 4. «Назови последний звук в слове»
5. 5. «Подбери как можно больше слов с заданным звуком»
6. 6. «Назови слово по звукам». Например: рыба (р, ы, б, а).
7. 7.«Собери рассыпанные звуки». Например: ж, у, к (жук); л, у, н, а (луна); р, а, д, у, г, а (радуга)