С целью обеспечения права выбора родителями форм дошкольного образования ребенка, оказания психолого-педагогической и социальной поддержки семьям, имеющим детей с выявленными нарушениями развития и не посещающими образовательное учреждение, подбора адекватных способов взаимодействия с ребенком, коррекции отклонений в развитии детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет на базе МБДОУ детский сад №7 «Белочка» была создана Служба ранней помощи родителям (законным представителям) и детям от 2 месяцев до 3 лет, с выявленными нарушениями развития (риском нарушения) и не посещающим дошкольные образовательные учреждения города Зверево.
Положение о службе ранней помощи разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Федеральный закон от24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон от29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 января 2016 г. № ВК-15/07 «О направлении Методических рекомендаций» (по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии);
Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 N 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в РФ на период до 2020 года»;
Методические рекомендации №01-00-11/109 от14.02.2017 «О проведении внедрения моделей, алгоритмов, программ, методических материалов работы Центров по оказанию психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет» (ФИРО);
Письмо Минтруда России от 1.09.2017 №13-5/10/В-6814 «О направлении мет рекомендаций по определению критериев нуждаемости детей в получении услуг ранней помощи;
Методические рекомендации по организации СРП Минтруда и социальной защиты (25.12.2018)
Служба ранней помощи – это структура, построенная на междисциплинарном взаимодействии и предназначенная для оказания помощи детям в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, имеющим проблемы в развитии, и их семьям, а также детям «группы риска», в которую могут войти:
- дети, родившиеся в асфиксии, с родовой травмой, недоношенные, маловесные;
- дети, имеющие выраженные нарушения слуха, зрения, интеллектуальную недостаточность, психические расстройства;
- дети юных родителей (17 лет и моложе) с несформированными родительскими навыками.
В Службу ранней помощи могут обратиться семьи, не посещающие дошкольную образовательную организацию, имеющие детей с отклонениями в развитии, вызванными медицинскими, биологическими и социальными факторами, а также с риском отставания в развитии в одной из следующих областей: познавательное, речевое, социальное и эмоциональное развитие, развитие движений, самообслуживание.
Основными задачами Службы ранней помощи являются:
-проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушением развития (риском нарушения) и их семей;
-оказания комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогическая поддержка их семьям;
-осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушением развития (риском нарушения);
-включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;
-обучение родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития (риском нарушения).
Работа Службы ранней помощи строится на основе следующих принципов:
Семейная центрированность - тесное взаимодействие с семьей.
Междисциплинарность - комплексный характер помощи семье, оказываемой специалистами разных профилей.
Открытость - Служба ранней помощи отвечает на запросы семьи о состоянии или развитии ребенка.
Конфиденциальность - информация о ребенке и его семье не подлежит разглашению.
В Службу ранней помощи принимаются дети от 2 месяцев до 3 лет по заявлению родителей (законных представителей) и на основании медицинской справки о состоянии здоровья ребенка.
Между руководителем Учреждения и родителем (законным представителем) заключается договор сроком на один год с возможностью последующей пролонгации.
Содержание и методы деятельности службы ранней помощи определяются индивидуально0 ориентированными программами, разрабатываемыми исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, реализуемыми образовательной организацией самостоятельно на основе существующих коррекционных программ.
Основными видами работы с ребенком и семьей являются индивидуальный и групповой игровые сеансы, консультации, тренинги, семинары и др., в том числе с выездом на дом.
Организация коррекционно- образовательного процесса службы ранней помощи регламентируется годовым планом образовательной организации и расписанием занятий и игровых сеансов с детьми и родителями, разрабатываемыми и утверждаемыми организацией самостоятельно.